Решения по безопасности /Блог /Полеты беспилотников: потенциальная угроза безопасности в воздухе?
Полеты беспилотников: потенциальная угроза безопасности в воздухе?
21 марта 2018
Что же именно подразумевают под беспилотниками? США и РФ едины в своем определении: это «летательный аппарат, управление которым осуществляется без помощи пилота (экипажа) на борту». При этом «капитан» воздушного судна находится на земле, дистанционно направляя его, используя такие технологии, как GPS.
И если первые радио-леты представляли собой нечто вроде дирижаблей с антеннами, улавливающими волны сигнала, то в дальнейшем, сразу после начала Первой мировой войны, развитие идеи приобрело впечатляющие темпы. Первыми по-настоящему эффективно использовали полет, управляемый с земли, британцы, создав тренировочные мишени для летчиков, которые перемещались по заданной траектории.
С тех пор она только набирала обороты, найдя применение в проектировании и производстве крылатых ракет. В США дроны считались не менее перспективным направлением, и средства на их разработку выделялись еще в период Холодной войны. В СССР и России до 2008 года им уделялось не так много внимания: несколько проектов были попыткой найти им достойное место в системе ВВС.
Применение БПЛА в наши дни
Сегодня военные дроны выполняют не только разведывательные функции, но и служат вполне себе полноценной альтернативой традиционной авиации. Существуют супертяжелые беспилотные летательные аппараты, разработкой которых занимается, в том числе, и наша страна.

С недавних пор молниеносно развивается и гражданская радио-авиация. Уже несколько лет крупные компании, например, Ozon доставляют некоторые заказы с помощью таких транспортных средств. В Дубаи ведется разработка такого такси, рассчитанного на 1 пассажира.
В России пока использование дронов не столь распространено, но с каждым годом их число растет. Если в 2014 году объем российского рынка беспилотников исчислялся количеством 20-40 тыс. штук, в 2015 году он составил уже 120-200 тыс. штук.
В 2016 году росло число именно любительских устройств, причем полупрофессиональные аппараты занимали не более 20% от общего объема.
Однако, развитие таких технологий приводит к необходимости все более детального их регулирования. Так, после того, как США отменили ограничение на использование дронов, произошел несчастный случай: учебный вертолет потерпел крушение из-за частного БПЛА.
Это привело к введению ограничений и обязательной регистрации таких устройств, причем, также была ограничена и зона их полетов.
Сегодня в России также стремятся совершенствовать законодательство в этой области. Статус БПЛА обозначен в Воздушном Кодексе РФ. В марте 2016 года была введена в действие норма, согласно которой все дроны массой больше 250 г. должны быть официально зарегистрированы (владелец судна, управляющий им дистанционно, должен получить специальную лицензию). Закон был несовершенным и содержал слишком много ограничений, тормозящих развитие беспилотной авиации в нашей стране.
В 2017 году ситуация прояснилась: теперь после получения официального разрешения от местных органов власти полеты беспилотников стали возможны. Все это ожидаемо привело к росту числа несанкционированных запусков.
Борьба с БПЛА: проблема и решение
В результате одного только запрета полетов оказалось недостаточно, ведь пока нет реально действующего механизма исполнения этого закона. Таким образом, в преддверии ЧМ-2018 было принято решение принять меры по предотвращению нелегальных запусков беспилотников.
Сейчас в качестве системы «антидрон» используются глушители сигнала, которые не позволяют аппаратам достигать цели. Однако, они несовершенны, а их использование также не исключает создания аварийных ситуаций.
Российская компания WEKEY в данный момент готовит проект первой отечественной системы борьбы с дронами там, где их движение может нанести вред и привести к несчастным случаям, нарушать право граждан на частную жизнь и нести угрозу терроризма, которая сведет вероятность ошибки и несчастных случаев к минимуму. Для ее внедрения разработчики планируют обратиться к Минтрансу и Росавиации.