Поддержка 24/7

8 (800) 775-41-86

Обратный звонок

Главная /Блог /

Законодательство в области обеспечения авиационной безопасности. Краткий обзор

Транспортная инфраструктура — неотъемлемая часть существования современного общества. К сожалению, одной из самых больших проблем цивилизованного мира является терроризм. По многим причинам наиболее уязвимыми являются средства международного сообщения.

15 Марта 2018

Так, прокатившаяся во второй половине XX в. волна захватов и угонов воздушных судов поставила перед мировым сообществом вопрос разработки комплекса антитеррористических мер на воздушном транспорте. Разнообразие и непредсказуемость действий радикально настроенных экстремистов на транспорте требует комплексного осмысления и подхода как на научно-техническом и технологическом, так и на законодательном уровне. Специалисты по безопасности разных стран постоянно работают над усилением антитеррористической защищенности объектов.

безопасность авиации, законодательство

В России требования к оборудованию объектов инфраструктуры воздушного транспорта утверждены в ряде законодательных актов таких, например, как Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», Приказ Министерства транспорта России от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. № 259 «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142» и множестве других. Помимо этого, существуют рекомендации международных организаций.

Базовые нормы к безопасности авиа отрасли разработаны Международной ассоциацией гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), а также основанной в 1955 г. Европейской конференцией гражданской авиации (ECAC), включающей 19 государств и все европейские организации, занятые в аэропортовой отрасли. Целью ЕСАС является развитие и обеспечение безопасной, эффективной и стабильной работы инфраструктуры гражданской авиации. Несмотря на усовершенствование систем безопасности, террористы уделяют особое внимание нападениям на объекты воздушного транспорта. Именно поэтому требования к аэропортам, получающим сертификат ICAO достаточно строги: обязательная охрана периметра аэропорта, контроль прохода персонала в здание, досмотр пассажиров, зоны досмотра багажа, проверки почты, грузов и бортового питания. Необходимо наличие служебных помещений и пунктов пропуска на контролируемую территорию аэропорта с соответствующим техническим оснащением.

С чего всё начиналось

Нападение террористов на башни-близнецы в Нью-Йорке, Пентагон в Вирджинии и падение самолета в Пенсильвании 11 сентября 2001 года (9/11), стали событиями, изменившим будущее безопасности, в том числе и индустрии гражданской авиации. В США было создано Управление по обеспечению безопасности на транспорте (TSA), основная задача которого — обеспечение защищенности транспортной системы США от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также свободы передвижения людей и имущества. Таким образом, все аэропорты, из которых выполняются рейсы в города США, должны пройти обязательную проверку TSA на соответствие актуальным требованиям к досмотру грузов, перевозимых воздушным транспортом. Эксперты в области обеспечения безопасности утверждают, что рентгеноскопия, физический досмотр и выявление следов взрывчатых веществ с использованием инновационных технологий сканирования — самые эффективные методы проверки, удовлетворяющие высоким требованиям TSA.

Россия имеет собственный печальный опыт террористических атак на объекты авиатранспортной системы страны, который существенно повлиял на формирования технологий проведения досмотра и законодательного регулирования. Так, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 г. Москва «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» закрепляет процедуры и правила проведения досмотра пассажиров, бортового питания и грузов — контроль безопасности является обязательным для всех пассажиров внутренних и международных рейсов.

Одним из наиболее востребованных в этих целях техническим решением являются двухпроекционные рентген-телевизионные аппараты, сертифицированные и одобренные в соответствии с требованиями ECAC и TSA. Согласно регламенту международного законодательства, багаж должен быть просвечен под двумя разными углами для формирования более детального представления о его содержимом. Например, один из ведущих мировых разработчиками в сфере решений по безопасности — Rapiscan Systems, чьим официальным дистрибьютором на территории России и стран СНГ выступает компания WEKEY, предлагает двухпроекционные рентген-телевизионные аппараты серии 6ХХ DV. Применение усовершенствованной технологии сканирования позволяет формировать одновременно вертикальную и горизонтальную проекцию багажа, независимо от его положения в рентгеновской установке, тем самым повышая скорость и эффективность обнаружения потенциальной угрозы.

Следующим этапом ужесточения требований международного регламента стал запрет на пронос жидкостей, аэрозолей и гелей (LAGs), объемом свыше 100 мл. за пределы пункта досмотра. ECAC и TSA приняли соответствующие правила по обеспечению авиационной безопасности. Но в 2014 г., EU разрешила пассажирам проносить на борт самолета все жидкости, аэрозоли и гели, купленные в DUTY FREE, если они прошли процедуру досмотра. Также были утверждены специфические требования к досмотровой технике, регламентированные нормами EU 185/2010 и EU 246/2013, описывающими процедуру обязательного сканирования на LAGS.

Для досмотра жидкостей, аэрозолей и гелей (LAGs) компанией Rapiscan Systems, ведущими разработчиками в сфере безопасности, созданы системы досмотра жидких взрывчатых веществ (LEDS), соответствующие стандарту 2 ECAC типа С.

досмотр жидкостей

Эти же технические средства применяются в процедуре предполетного досмотра бортпитания, экипажа и пассажиров, а также бортовых запасов воздушного судна. Процедура досмотра закреплена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 г. Москва «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» и другими законодательными актами РФ. Также этот аспект, регламентирован требованиями EU, носящими для России, не являющееся членом организации ECAC, пока только рекомендательный характер.

Передовые технологии сканирования, отвечающие требованиям стандарта 3 ECAC, использованные в автоматизированной системе досмотра багажа Rapiscan RTT, с высокой пропускной способностью — свыше 1800 единиц в час, обеспечивают минимальный процент ложных срабатываний, в целом повышая уровень антитеррористической безопасности.

Rapiscan RTT

С точки зрения эффективности проверки багажа система «томографии в режиме реального времени» (RTT) наилучшим образом зарекомендовала себя в крупнейших аэропортах мира, таких как: Международный аэропорт Рима — Фьюмичино (FCO), Аэропорт Осло — Гардермуэн (OSL), Аэропорт Парижа — Шарль де Голь (ADP) и не только.

Оснащение входных групп и КПП аэропортов

Усиление террористической угрозы побуждает постоянно совершенствовать системы безопасности, однако, и тактика террористов становится все более непредсказуемой. Взрыв в зале международных прилетов аэропорта Домодедово в 2011 г. показал, что одной из наиболее уязвимых является зона прохода пассажиров и провожающих на территорию аэровокзала. Понимание данной проблемы позволило на законодательном уровне разработать ряд мер, которые были закреплены в Федеральном законе № 15-ФЗ от 03.02.2014 г.

В качестве одной из обеспечительных мер требования ФЗ предусматривают проведение на входе в здание аэровокзала досмотра всех входящих, а также их личных вещей. Россия — одна из немногих стран, где действует понятие, так называемых, входных групп досмотра. По мнению экспертов, это результативная мера по обеспечению безопасности объектов массового скопления людей, которым является аэровокзальный комплекс. Признанные во всем мире лидеры в области разработки систем обеспечения безопасности Rapiscan Systems предлагают инновационные решения для оснащения входных групп: рентгенотелевизионное оборудование, арочные и ручные металлодетекторы, детекторы взрывчатых, наркотических веществ и прочее.

Другим уязвимым участком, требующим повышенного внимания, является контролируемая зона аэропорта, въезд на которую строго ограничен и регулируется как требованиями федерального законодательства, так и внутренними регламентами авиапредприятия. В рамках обеспечения безопасности периметра аэровокзала правомерно говорить о применении инженерно-технических средств охраны и оснащении контрольно-пропускных пунктов различными системами досмотра для проверки автотранспорта и ввозимых грузов.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» устанавливается порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра; порядок использования технических средств обеспечения транспортной безопасности; порядок проведения наблюдения и (или) собеседования; особенности досмотра на ОТИ и ТС на различных видах транспорта. Специалистами в сфере обеспечения безопасности, компанией AS&E, были разработаны мобильные станции, позволяющие сканировать крупногабаритные грузы и автотранспорт, не снижая пропускную способность КПП.

Одним из наиболее эффективных решений для проверки днища транспортных средств стала разработка американской компании Advanced Detection Technology — система Lowcam. Система является наиболее современной и экономически рентабельной альтернативой примитивного досмотрового зеркала и нескольких сотрудников охраны, окупая свою стоимость в течение первого-второго года эксплуатации. досмотр днища автотранспорта

Сертификация оборудования

Правила сертификации оборудования в сфере транспортной безопасности в России закреплены в ряде нормативно-правовых документов: это и требования Госстандарта и таможенного союза, и санитарно-эпидемиологические нормы (на соответствие требованиям радиационной безопасности) и др.

В 26 мая 2017 году вступило в силу предписание одного из самых неоднозначных нормативно-правовых документов — Постановления Правительства № 969 от 26.09.16 г. «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Только по прошествии нескольких месяцев после вступления Постановления в силу появился список органов сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности: ФСБ, МВД, МЧС, Минтранс, Россвязь, а в следующих разъяснениях — схемы финансирования сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. По предложенным схемам, оборудование должно проходить сертификационные испытания за счет поставщика оборудования или субъекта транспортной инфраструктуры.

Размытые требования законодательства и технологии проведения проверок по-прежнему оставляют у экспертов неразрешенные вопросы и нуждаются в доработке, в том числе, и в части сертификации рентген-телевизионного оборудования. Однако, несмотря на довольно сырую проработку документа, требования которого не позволяют объективно судить о качестве и функциональных свойствах оборудования, его предписание носит обязательный для соблюдения характер.

Сложность и разнообразие явления терроризма на транспорте в современном мире требует постоянной работы над укреплением всех аспектов антитеррористической защиты, решения актуальных проблем и постановки новых задач. В прошлом году, в частности, введены в эксплуатацию шесть новых аэровокзальных комплексов, среди которых крупнейший международный аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону и аэропорт Перми. В оснащении аэровокзалов двухпроекционными рентген-телевизионными аппаратами и системами обработки багажа компания WEKEY приняла непосредственное участие.

В декабре 2017 глава Росавиации Александр Нерадько поручил всем аэропортам усилить антитеррористическую защиту и безопасность. По его распоряжению, во всех воздушных гаванях РФ пройдет массовая проверка систем безопасности. Каждый новый объект авиатранспортной системы России или модернизация существующих объектов — это важный шаг на пути к усовершенствованию безопасной, эффективной и стабильной инфраструктуры воздушного транспорта.

WEKEY — официальный дистрибьютор современного досмотрового оборудования ведущих мировых производителей. Обладая многолетним опытом в сфере аэровокзального оснащения и экспертным пониманием проблематики обеспечения антитеррористической защиты объектов воздушного транспорта, успешно реализует такие проекты, как: международный аэропорт «Внуково», международный аэропорт «Жуковский», аэропорт «Платов» и многие другие. WEKEY предлагает свой опыт и знания в данной области, чтобы сократить финансовые и временные издержки в процессе технологической модернизации аэровокзального комплекса.